Галина Радаева
Колонка эксперта в блоге Профсоюза участников рынка франчайзинга

Председатель Совета Директоров Профессионального союза участников рынка франчайзинга

Член Экспертного совета при Комитете МСП Государственной Думы РФ

Руководитель рабочей группы по франчайзингу при Уполномоченном по защите прав предпринимателей г.Москвы и «Центра развития франшиз и НМА» МРО “Деловая Россия”

Член Ассоциации Независимых Корпоративных Директоров

Учредитель консалтинговой компании УК ПРОФРАНШИЗЫ, включая оценку бизнеса и капитализацию интеллектуальной собственности

Более 10 лет управленческого опыта в ТОП-10 Банков (Сбер, Альфа-Банк, Уралсиб) по разработке и выводу на рынок банковских продуктов, реинженирингу процессов, развития сети отделений.

статья
Франшиза без потерь или как развивать партнерский бизнес без судов
Часть вторая
Время прочтения 5 минут
Франчайзинг – конфликтоемкая модель ведения бизнеса и в части применения медиации ее ранее не рассматривали в России, но пришло для этого время.
В предыдущем выпуске мы рассмотрели 2 этапа из 4-х, имеющих значение во франчайзинговой модели ведения бизнеса, при реализации которых полезно привлекать третью сторону, медиатора, а именно:
-первый – это выбор франшизы
-второй – это непосредственно сделка и заключение Договора коммерческой концессии (ДКК)
-третий – это жизненный цикл отношений франчайзер-франчайзи при ведении бизнеса.
-четвертый – расторжение договора, это и есть самый конфликтный этап.

В этом выпуске мы рассмотрим Третий этап, включающий в себя сопровождение компании на всем жизненном цикле взамоотношений франчайзер-франчайзи и Четвертый этап, возникающий при наличии не разрешимых конфликтов, но которые можно решить в досудебном порядке а также и о медиативной оговорке в Договорах коммерческой концессии.

Какие вопросы может задать медиатор франчайзи при заключении сделки ДКК и снизить риски для франчайзера:

  • какими ресурсами франчайзи заходит в проект, он один или с партнерами
  • есть или нет опыта работы в предлагаемой бизнес-модели
  • денежные фактор, свои/заемные..
  • наличте активов по площади,
  • темпы планируемого ращвития 1 2 3 4 5 точек он желает открыть,
  • как он собирается работать - сам включаясь или нет. Потому что такие риски постоянно возникают, что франчази не осознают всей полноты ответственности, что франшиза это полноправный объект предпринимательской деятельности, который требует включенности, особенно на старте. И это не о том, что за тебя сделает материнская компания, а о готовности делать сам с поддержкой бренда..
Все это нужно проговаривать на встрече до заключения сделки, потому что, возможно франчайзи откажется, если поймет, что от него нужно больше труда, ресурсов времени, энергии, денег компетенции, опыта при реализации франшизы, чем он ожидал . .
Эти вопросы должны задавать со стороны материнской компании, но иногда сама материнской компании не знает и особенно, если она новоая, если она ещё не прошла этап работы с франчайзи, то тогда именно Эксперт и Медиатор на переговорном процессе при заключении сделки снимает эти риски. Вы ни своё время не тратите, ни время, ни деньги на сделки, которые не приносят выгод.

Соответственно дальше 3 этап. Этап реализации франшизы и моменты, что возникают в бизнесе, по которым сложно договариваться. Это еще не расторжение договора, но “что-то пошло не так”.
Рекомендуется включение Медиативной оговорки во франчайзинговый договор, предполагает, что работа внутри сети будет строится с помощью привлечения (сопровождения) независмого (не предвзятого) медиатора, который может разрудивать возникающие конфликты в процессе работы партнеров, хозяйствующих субъектов. Два юр лица, что находятся в одной связки, один из которых изначально доминирующий - это Бренд и второй в позиции “исполнителя стандартов” но при этом имеет все права и риски предпринимателя, входя со своими инвестиционными ресурсами в хозяйствующие бизнес отношения, и отвечающий так же перед конечном потребителем, ибо в ДКК отвечают две стороны: и правообладатель, и пользователь бренда.

И четверты этап - это этап когда есть конфликт, который приводит к расторжению отношений, расторжению договора. И может быть и конфликта нет, а сеть просто собственником продается/ иное…..и возможно такое в России скоро начнется , процесс укрупнение сестей идет. В таком случае могут меняться условия и для партнеров-франчайзи.
При жесткой ситуации, когда уже есть конфликтность и риск расторжения договора, то независимый медиатор снижает риски и рассматривает дело в досудебном порядке, снижая иинвестиции в судебные процессы. Медиатор может найти те решения, что удовлетворят две стороны.
Если с мелиатором проходить все этапы, начианя с первого (выбор франшизы и заключение сделки), а далее при развитии франчайзиинговых отношений решать вопросы путем переговорв, то четвертый этап может и не наступить, все сглаживается в процессе развития взаимоотношени партнеров с привлечением третьей стороны. Т.е. до судебного процесса не будет причин доводить.

В резюме: в заключенном согласшении между Московским отделением Деловой России в представлении Центра развития франшиз и нематериальных активов и Высшей Школы арбитража и медиации…. наша задача все кейсы по франчайзиингу рассматривать с привлечением третьей независимой сороны и постепенно обучать профессиональных медиаторов специфики работы на франчайзиинговом рынке. Чтобы практика медиативная стала постоянно сопровождающей сети франчайзиговых отношений и сети на практике узнали пользу наличия медиатора , что входит на старте отношений между партнерами. Тогда у нас риски некачественных франчайзинговых отношений закрываются в самом начале, тем самым организчески развивая рынок и этичность в бизнесе. Если вы франчайзи и находитесь на этапе выбора враншиз - уже обращайтесь в Центра развития франшизи Нематериальных активов, просите участие медиатора в вашей сделки. Тем самым вы снизите риск покупки “псевдофраншизы” (это франшиза с непроверенной практикой финансовой бизнес модели и иными рисками для франчайзи). Если вы франчайзер - попробуйте снизить нагрузку на ваших сотрудников по решению конфликтных ситуаций в бизнесе и снизить риск “недобросовестных/не этичных” партнеров-франчайзи в вашем бизнесе. Также, при работе с медиатором, снижается риск возникновения судебных процессов, где часто франчайзи проигрывает в следствии доминирующей позиции правообладателя. Во всех этих процессах необходимо придерживаться принципа соразмерности оплат при снижении рисков и временных, финансовых затрат каждой из сторон.

Еще блок:

Поступают кейсы в 'Центр развития франшиз и нематериальных активов", но зачастую спор является не медиабельный.
Какие споры не медиабельны:
-если стороны друг друга не слышат и не желают договариваться,
-если одна сторона уже приняла решение и делает все для его исполнения в стратегии "выиграть-проиграть"
-если сторонам не важна конфиденциальность или имеется желание "судебного прецедента".
РЕАЛЬНЫЙ КЕЙС
Была куплена франшиза, по малой цене ибо была “акция на франшизу”, где мелким шрифтом было написано что в эту цену не входит. И соответсвенно либо франчайзи об этом не увидел, не прочитал, либо этот тект не был доведен представителем франчайзера. И соответственно, когда уже пошла сделка на франшизу - потребовались новые вложения. На этом этапе возможно решить вопросы и без медиатора. А вот если вы с Брендом все же вступили в переговорный процесс и не можете прийти к решению и требуете вернуть средства, и это требование обосновано, то можно обращаться к медиатору.
Но франшиза - это не товар, что можно продать по акции и забыть. С партнером, что в вас поверил, вам (франчайзеру) строить бизнес на долгие года.
В следуюших статьях журнала Мелиатор.Рф будем знакомить со следующими кейсама, где нужно а где не нужно привлекать медиатора.

И в заключении, наши рекомендации.

При заключении договора франчайзинга (Договора коммерческой концессии) -франчайзер вы или франчайзи - вставляйте в текст медиативную оговорку, позволяющую решить конфликтные вопросы в досудебном порядке. Так вы и "лицо бренда" сохраните, что важно для дальнейших продаж, так и отношения, и средства и время.

Для корректной подготовки договора или разрешения конфликтной ситуации вы смело можете обращаться в ПРОФСОЮЗ, к специалистам "Центра развития франшиз и нематериальных активов московской "Деловой России ", у которого заключено соглашение с "Высшей Школой арбитража, медиации и права".
Made on
Tilda