Колонка Г.Радаевой в Forbes
Как сегодня регулируется рынок франшиз и регулируется ли он вообще?
Рынок регулирует гражданский кодекс, и для базовых вещей его достаточно. Но с момента последней редакции кодекса в 2014 году франшизы в России сделали огромный шаг вперед. Для начала, выросло само количество франчайзеров и франчайзи. Помимо этого, расширились сферы использования франшиз, а на рынке накопился критический объем проблем и пожеланий. Стало понятно, что регулирования хватает не всегда. В то же время, если прописывать все нюансы в гражданском кодексе, то он распухнет в два раза — это никому не нужно. Тем более что некоторые нюансы характерны исключительно для тех, кто работает по франшизе: вносить такие моменты в Гражданский кодекс контрпродуктивно. Чтобы выработать единые правила для всех, мы написали Этический кодекс.
Кто именно его написал?
Рабочая группа из 80 человек, куда вошли собственники различных сетей и франчайзи, эксперты бизнес-ассоциаций и деловых сообществ, таких как «Деловая Россия», «Опора России», а также Российской ассоциации франчайзинга, Торгово-промышленной палаты и Агенства Стратегических Инициатив.
Судя по названию, Этический кодекс будет добровольным.
Да. Мы будем предлагать участникам рынка включать кодекс в состав догово - ра между франчайзером и франчайзи в качестве приложения — чтобы каждая сторона сделки знала, что действует по единым правилам. Кодекс не будет иметь силу закона, но это и не нужно: мы стремимся сделать рынок франчай - зинга по-настоящему взрослым — а для этого ему необходимо саморегулиро - вание. Этический кодекс создает такую возможность.
Что он будет регулировать?
Правила игры. Этический кодекс станет набором правил с прописанными условиями в ключе «в такой ситуации поступаем так, а в такой — по-другому»
На основе чего вы написали эти правила?
На базе многолетнего опыта франчай - зеров и франчайзи, которые на своем опыте столкнулись с серыми зонами, остающимися после подписания договора концессии. К примеру, как быть, если один франчайзи начал переманивать сотрудников у другого франчайзи той же самой сети? Закон не может и не должен отвечать на этот вопрос: люди имеют право работать там, где захотят, а бизнес вправе приглашать сотрудников откуда угодно. Но на рынок франчайзинга такая практика влияет негативно: никому не хочется терять работников, на обучение которых бизнес успел потратить деньги. С точки зрения франчайзера ситуация и вовсе дикая: его партнеры ожесточенно соперничают друг с другом за специалистов, а сам франчайзер вынужден стоять и смотреть — хотя заинтересован в успехе каждого из партнеров.
Этический кодекс поможет с этим справиться?
Да. В нем содержится условие, по которому франчайзи нужно будет согласовывать с франчайзером переход сотрудников из другой компании-франчайзи и воздерживаться от переманивания работников. Так у франчайзера появится возможность заранее узнать о потенциально конфликтной ситуации и успеть принять меры. Например, сообщить своему партнеру, что у его сотрудников растет недовольство, — кому-то это поможет задуматься о бизнес-модели и, возможно, поднять зарплату персоналу.
Для чего еще нужен Этический кодекс?
Для защиты начинающих участников рынка. Сейчас законодательство отлично учитывает интересы франчайзеров, но мало заботится об их партнерах-франчайзи. В случае конфликтных ситуаций суды часто встают на стороны больших компаний-франчайзеров, что создает нездоровый перекос. Этический кодекс поможет исправить диспропорцию. Пожалуй, малый бизнес — главный выгодоприобретатель этого проекта.
Помимо этого, Этический кодекс вводит единую для всех терминологию — это поможет сторонам лучше понимать друг друга и устранит существенную часть проблем, которые завязаны исключительно на том, что франчайзер и франчайзи по-разному трактуют одни и те же слова. Наконец, Этический кодекс сделает более прозрачной саму модель франчайзинга. Просто прочитав этот документ, предприниматели, законодатели и кто угодно еще поймут, как работает этот инструмент и на что важно обращать внимание при работе с франшизами. Это здорово укрепит репутацию самой франчайзинговой модели в глазах бизнеса и государства.
Помимо этого, Этический кодекс вводит единую для всех терминологию — это поможет сторонам лучше понимать друг друга и устранит существенную часть проблем, которые завязаны исключительно на том, что франчайзер и франчайзи по-разному трактуют одни и те же слова. Наконец, Этический кодекс сделает более прозрачной саму модель франчайзинга. Просто прочитав этот документ, предприниматели, законодатели и кто угодно еще поймут, как работает этот инструмент и на что важно обращать внимание при работе с франшизами. Это здорово укрепит репутацию самой франчайзинговой модели в глазах бизнеса и государства.
Можете привести пример?
Условия выкупа бизнеса франчайзи компанией-правообладателем. Не секрет, что многие компании запускают франшизу только для того, чтобы быстрее закрепиться в новых для себя странах и регионах, а когда их партнеры-франчайзи налаживают бизнес-процессы, начинают выкупать их компании, чтобы укрупниться. Сейчас в договорах между франчайзерами и франчайзи крайне редко прописывается возможность такого сценария, что создает вероятность враждебного поглощения, невыгодного франчайзи. Чтобы этого не допустить, достаточно в самом начале работы в договоре прописать, что бизнес франчайзи может быть выкуплен только по рыночной оценке на момент выставления предложения. А саму рыночность цены определяет профессиональный оценщик, независимый как от франчайзера, так и от франчайзи. Именно этот стандарт мы закрепили в Этическом кодексе.
Кодекс готов?
Да. Мы работали над ним на протяжении первого полугодия 2023 года. Этический кодекс состоит из семи разделов. Мы в рабочей группе рассчитываем, что оператором кодекса станет Профессиональный союз участников франчайзингового рынка.
Кто войдет в состав этого союза?
Правообладатели, то есть франчайзеры, их партнеры-франчайзи, а также сервисные компании, среди которых разработчики франшиз, юристы, патентные поверенные, разработчики IT-сервисов и поставщики.
Правообладатели, то есть франчайзеры, их партнеры-франчайзи, а также сервисные компании, среди которых разработчики франшиз, юристы, патентные поверенные, разработчики IT-сервисов и поставщики.
Что будет делать Профессиональный союз?
Защищать интересы всех сторон, системно проводить образовательные программы в отраслевых сегментах, устраивать целевые встречи как для действующих игроков рынка, так и для тех, кто только раздумывает о покупке франшизы. Профессиональный союз также сможет разрешать споры, то есть выполнять функции медиатора. А еще привлекать финансирование для бизнеса у банков и госструктур — например, через разработку и продвижение целевых госпрограмм, направленных на помощь малому и среднему бизнесу. Наконец, он сможет помочь внедрить единые стандарты в отрасли и помочь государству в создании правового поля в сфере франшиз.
Разве государству не хватит для этого уже существующих структур?
Имеющиеся ведомства заточены под решение другого типа задач. Инициатива снизу — от самих участников рынка — будет намного эффективнее, так как сможет учитывать сразу интересы и бизнеса, и государства. Но ведь на государственном уровне уже действовали программы, ориентированные ровно на этот сегмент. Например, существовала госпрограмма по «упаковке франшиз», в рамках которой потенциальный франчайзер мог получить 300 000 рублей. И это была большая ошибка. На выделенные деньги предприниматели рисовали маркетинговые предложения о продаже франшиз, а глубины и устойчивости бизнес-модели не было — эти параметры никто не проверял. В результате программа породила рисковые и сырые франшизы.
Что еще не нужно субсидировать?
Оплату паушального взноса. Этой мерой пользуются слабые по бизнес-модели франчайзеры и франчайзи. Такой бизнес не проживет и пары лет и не принесет налоговые отчисления в бюджет. Не нужно помогать слабым — они все равно разорятся. Что по-настоящему помогло, так это внесение изменений в кредитные программы крупных банков, благодаря которым предпринимателям начали выдавать кредиты на старт бизнеса в течение трех-шести месяцев с момента появления компании. До 2020 года во всей банковской системе стоял формальный признак, ограничивающий выдачу кредитов тем, кто ведет бизнес меньше года. Сотрудники тех банков, которые смягчили правила и позволили начинающим предпринимателям претендовать на заемные средства, посещали наши рабочие группы по франчайзингу с 2019 года. Профильные работники банков общались с бизнесом, поняли, как работают франшизы, и с началом пандемии ввели действительно работающие механизмы по поддержке бизнеса. Эту работу можно продолжить и без пандемии.
Как?
Предпринимателям нужна поддержка в первый год работы. Например, в виде компенсации затрат на аренду федерального и муниципального имущества, а также на коммунальные затраты в первые два года становления. Еще одно полезное направление — компенсация процентной ставки на оборудование. Это можно реализовать по системе кешбэка, когда предприниматель сначала оплачивает соответствующие услуги, а затем государство компенсирует ему понесенные затраты. То есть как только бизнес начал давать налоговые отчисления в бюджет, бюджет частично возмещает расходы на развитие социально-экономической инфраструктуры.
Есть ли примеры?
Да. В Москве с 2020 года успешно работает субсидия до 1 млн рублей на развитие франшизы. Ее запустили в Департаменте предпринимательства и инновационного развития. Мы вместе с экспертами нашей рабочей группы по франчайзингу, которая действует при уполномоченном по защите прав предпринимателей в Москве, внесли большую часть в запуск поддерживающей программы. Различные программы для франшиз — субсидии и льготные кредиты — также работают в Московской и Ленинградской областях, Мурманске, Ульяновске, Екатеринбурге, Иркутске и других регионах. В феврале 2022 года на встрече «Деловой России» с президентом страны мы объяснили важность развития финансирования франшиз. Теперь у нас есть надежда, что программы поддержки будут появляться и в других регионах. А с недавнего времени о программах поддержки можно узнать на мсп.рф — официальной платформе государственной Корпорации МСП.
Насколько вообще разумно тратить ресурсы государства на поддержку франчайзингового бизнеса?
Фактическую долю предприятий, открытых по франшизе, в общей массе МСП (малого и среднего предпринимательства) я бы оценила в 2–3%. При корректной государственной политике по поддержке таких игроков возможен рост до 10% — а это новые поступления в бюджет в виде налогов, рост занятости и развитие малого предпринимательства. В таком ключе бизнес по франшизе оказывается максимально выгодным для государства. Но важно не забывать, что должна быть экосистема рынка, на котором франчайзеры и франчайзи следуют кодексу этики, придерживаются стандартов работы, открыто дают данные о своей деятельности в Реестр франшиз. В этой системе есть независимые профессиональные эксперты, помогающие новым франшизам встать на рельсы, есть системная работа по инвестиционным потокам, есть объединяющие события, где делятся опытом и поддержкой, есть системное образование для начинающих предпринимателей и их ведение наставниками до финансовых результатов через Профессиональный союз.